Что происходит с российской экономикой

В опубликованном ЦБ на днях макроэкономическом опросе по ключевым индикаторам многие аналитики скорректировали прогнозы с учетом результатов за 1 кв. Сравним медианные оценки с нашим прогнозом и февральским прогнозом ЦБ (кстати, актуализированный среднесрочный прогноз ЦБ будет опубликован на следующей неделе вместе с результатами заседания по ключевой ставке).

ЦБ может повысить прогнозный диапазон по ВВП на апрельском заседании. Ожидания аналитиков по ВВП скорректировались в сторону большего роста – 2,1% год к году против 1,8% год к году в мартовском срезе. На наш взгляд, это во многом связано с сильными результатами в начале года. По оценке Минэко за 2 месяца ВВП вырос на 6% год к году. Помимо календарного эффекта, поддержавшего эти цифры, результаты в 1 квартале действительно складываются сильными – ожидаемое ранее замедление, скорее всего, смещается на 2 квартал.

ВВП

Поддержку экономике должен был оказать фискальный стимул (в особенности авансирование контрактов в феврале), сильный внутренний спрос, позитивные ожидания предприятий, поддерживающие как выпуск, так и инвестиционную активность. В то же время, уже высокая загрузка производственных мощностей и жесткость рынка труда будут ограничивать потенциал расширения выпуска в ближайшие кварталы. Медианный прогноз аналитиков в апреле поднялся выше февральских ожиданий ЦБ.

Впрочем, на следующей неделе, на наш взгляд, ЦБ может также сместить прогноз по ВВП на 0,5 п.п. вверх – в своей риторике регулятор отмечал, например, «сюпризность» сильной динамики потребления в 1 кв. Мы сохранили свой прогноз по росту ВВП на уровне 1,5% год к году, консервативно оценивая перспективы экономики до конца года.

Инфляция в 2024 году замедлится относительно прошлых лет, но есть риски недостижения цели ЦБ, что склоняет ЦБ к жесткости в монетарной политике

В том числе, мы полагаем охлаждение потребительского спроса (до околонулевых значений год к году. после +6,1% год к году в 2023 году), которое позволит замедлить процесс переноса издержек в цены покупателей. С учетом этого, мы допускаем, что ЦБ удастся приблизить инфляцию к целевому уровню (4,5% год к году). Консенсус, судя по всему, предполагает менее выраженное замедление инфляции в этом году (~5% год к году в 2024 году с достижением цели в следующем году). По большому счету, разница между этими оценками не так существенна – снижение инфляционного давления после турбулентных последних лет является консенсусом.

Охлаждение инфляции ожидается на фоне жестких монетарных условий. В нашем прогнозе средняя ключевая ставка составляет 14,6%, медиана аналитиков в апреле выросла до 14,9% (после 14,5% в марте). Мы по-прежнему допускаем снижение ключевой ставки до 11%, с учетом консервативных ожиданий по динамике внутреннего спроса, но ее менее выраженное снижение, до 12-13%, дало бы +0,2-0,4 п.п. к среднегодовой оценке. Февральский прогноз ЦБ допускал широкий диапазон сценариев, имел разброс в 2 п.п. (13,5…15,5%). В прошлом году, на первом заседании ЦБ раскрывал аналогичный диапазон, но к апрелю сузил его до 0,9 п.п.

В этот раз, на наш взгляд, прогноз может быть сужен и смещен ближе к верхней половине 13,5…15,5% – это соответствует умеренно жесткой риторике ЦБ сейчас. Как мы писали ранее, регулятор, вероятно, будет стремиться провести цикл снижения ключевой ставки более плавно, чем это было в истории (как минимум его начало), и прогнозный диапазон ключевой ставки – один из важных инструментов коммуникации для рынка.

Комментарии